Информация к новости
  • Просмотров: 35
  • Автор: admin
  • Дата: 11-12-2021, 07:21
11-12-2021, 07:21

НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ





ВСТУПЛЕНИЕ




Обычно когда описывают танки, то рассказывают про мощность двигателя, толщину брони, запас горючего. А самое главное это расстояние на котором танковое орудие может поразить вражеский танк. Это конечно важно, но не так сильно как некоторые себе представляют. И основания для принятия того или иного решения не всегда те о которых писали в журнале техника молодёжи за семидесятый год. Является дизель идеальным двигателем для танка? Безусловно да. Был он идеальным для сорок первого года? Безусловно нет. Самый наглядный и самый опасный пример Т-34. На неё поставили дизельный двигатель потому что он экономичнее бензинового и солярку труднее поджечь. Это официальная версия. Мне кажется что тогда в стране просто солярку девать было некуда, вот дизель и ставили везде где можно и нельзя было.
Что получили в итоге? Действительно Т-34 загорался гораздо реже чем танк БТ, но чаще чем любой немецкий танк, и даже чаще чем наш бензиновый Т-70. И это не вражеская пропаганда, а проклятая статистика. Её начали собирать наши конструкторы уже с лета сорок первого года. Почему немецкие танки так редко горели? А у них бензобак был в одном месте, обычно в корме корпуса, и очень маленького размера. А у Т-34 куда не попади везде бензобак. Правда и запас хода у немецких танков с одной заправки был маленький. Но они за собой бочку с бензином возили.



А ещё они на наших брошенных складах заправлялись. А вот Т-34 ни на наших ни на вражеских складах заправляться не мог. Правда в конце войны грамотные танкисты научились мешать керосин и масло и получали топливо на котором дизель кое как мог работать.
Для тех, кто ещё не в курсе. Немы умели делать дизельные двигатели. Их дизели были самыми лучшими в мире. Но вся их солярка потреблялась флотом.

ЛУЧШИЙ ТАНК НЕМЕЦКОЙ АРМИИ





Это безусловно была тройка. Это был самый сбалансированный (новизна + подвижность + вооружение + броня) немецкий танк. Танк был самым скоростным, он на испытаниях обогнал и Т-34 и БТ. Причём испытания проводились в Советском Союзе и скорость была определена в семьдесят километров в час. Правда немцы быстро поняли. что даже по трассе в составе колонны с такой скоростью не поедешь. Поэтому они поставили на тройку более простую и более дешевую коробку скоростей уменьшив скорость до пятидесяти километров в час. У танка была прогрессивная торсионная подвеска. Кроме него торсионную подвеску в то время имел только наш Клим Ворошилов. Корпус был самый простой в производстве, в виде коробки из под обуви.
Маленькое техническое отступление про наклонную броню. В очередной раз объясняю. С наклонной брони соскальзывают только ПРИМИТИВНЫЕ СНАРЯДЫ представляющие из себя обычную стальную болванку и называющиеся остроконечные. Тупоконечные с баллистическим наконечником соскальзывают меньше. А снаряды имеющие бронебойный колпачок не соскальзывают вообще. Они доворачиваются при попадании до перпендикуляра по по отношению к броне.
У тройки было всего два принципиальных недостатка. Во первых это компоновка.



Коробка скоростей спереди, мотор сзади. С одной стороны коробка скоростей защищает экипаж от вражеских снарядов. С другой стороны башню можно назад сдвинуть. Это даёт возможность не делать люк для водителя в лобовом листе и экипаж меньше тряску испытывает.
Но, всегда есть проклятое но. Коробку скоростей надо соединить с двигателем карданом. А это добавляет тридцать сантиметров к высоте танка. Тридцать сантиметров броневого листа толщиной тридцать миллиметров. То есть танк возит несколько тон лишнего веса. То есть не будь кардана то можно увеличить толщину брони по всему периметру танка на тридцать миллиметров сохранив начальный вес танка. Этот недостаток был присущ ВСЕМ немецким танкам, потому что они балдели с этой компоновки.
У ТАНКА Т-34 была правильная (ну почти правильная) компоновка, но гениальный конструктор Кошкин сумел добавить те же самые тридцать сантиметров к высоте танка установив на выходной вал двигателя вентилятор, который далеко выходил за габариты двигателя. Так конечно проще. А лишние тридцать сантиметров? А гениальные конструкторы потому и гениальные, что о мелочах не думают.
Второй недостаток тройки это малые размеры. Просто танк был маленький. На него нельзя было поставить пушку калибра больше чем пятьдесят миллиметров.

КРЕПКИЙ СЕРЕДНЯЧОК






Немецкая четвёрка была качественно изготовленным трактором на который поставили пушку. Подвеска была примитивная, тракторного типа. Справедливости ради надо сказать - данная подвеска была проста в производстве и ремонте, просто она не позволяла ездить на высоких скоростях.
Корпус был более сложной формы чем у тройки хотя и напоминал коробку. По скорости он уступал Т-34 но за счёт высокого качества изготовления намного превосходил его в тактической подвижности. Его короткий ствол не мешал ему уничтожать наши танки, потому что к этой пушке имелся кумулятивный снаряд. Снаряд примитивный по современным понятиям, но семьдесят пять миллиметров брони он пробивал на любой дистанции. В дальнейшем на него поставили пушку с длинным стволом. Очень часто четвёрку обвешивали дополнительными броневыми экранами. Тогда он становился совсем страшным плюс дульный тормоз на пушке. И вот наши бойцы совершенно уверены что на них ползёт тигр. Поэтому тигров на поле боя уничтожили в десять раз больше чем выпустили заводы.
Если сравнивать четвёрку и Т-34 в сорок третьем году, то я бы отдал предпочтение четвёрке. Лучшая оптика и надёжность при равных огневых возможностях и броневой защите. А что касается подвижности, то не летают танки над полем боя. А степенно ползают как обычные черепахи.
В своё время провели огромный объём испытаний, сравнивали танки Т-80 с газовой турбиной и дизельный Т-72. У восьмидесятого и абсолютная скорость больше и удельная мощность выше. Но как стали моделировать длительные марши и боевое применение, то семьдесят второй победил.
В общем, если бы немцы не морочили себе голову с тиграми и пантерами, а просто бросили все силы на производство четвёрки, то день победы мы не девятого а десятого мая праздновали.



ТИГР ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ


Тигр был идеальным танком для защиты аэродрома с бетонным покрытием. У него была мощная броня, особенно для сорок третьего года. У него была современная торсионная подвеска. У него была мощная пушка. У него была отличная оптика и им было очень просто управлять. В отличии от Т-34 тигром мог управлять любой дистрофик.



Обратите внимание на бензобак - он достаточно компактный и расположен в моторном отделении а не как у Т-34 вместе с экипажем.
Недостатков было всего три. Всё та же идиотская схема компоновки, добавлявшая высоту корпуса и лишний вес конструкции. То как была выполнена торсионная подвеска. И слишком большой вес танка.
О чём думали немецкие конструкторы, когда проектировали подвеску я не знаю. Катки располагались в шахматном порядке, красиво перекрывая друг друга. Возможно они хотели получить особенно мягкий ход или прикрыть катками нижнюю часть корпуса. Хотя в нижнюю часть корпуса и так практически не бывает попаданий, воюют то в поле а не на аэродроме. В результате что бы поменять торсион или каток приходилось разбирать половину подвески.
Но самое главное вес тигра. Для любого уровня промышленности есть придельный вес изделия при котором изделие будет надёжно работать. Для сорок третьего года вес тигра был сильно завышен. Он и сам часто ломался, причём чаще всего ломалась ходовая часть, которую починить было очень не просто, и наши солдаты хлопот добавляли. Поняв что подбить тигр трудно а иногда просто нечем, был придуман тактический приём. Перед наступающими тиграми на четвереньках бегали сапёры и просто разбрасывали противотанковые мины. Когда немецкие сапёры пытались собрать эти мины, благо они лежали на земле без всякой маскировки, их выбивали миномётным и пулемётным огнём. Особенно часто этот приём применялся в боях на Курской Дуге. Потому что немцы поверив в неуязвимость своих тигров тупо лезли на многослойную противотанковую оборону. Эвакуировать тигр с поля боя было очень трудно. Для транспортировки был нужен был или другой тигр или ТРИ обычных тягача. И это только в том случае если почва была сухая и достаточно крепкая. Поэтому я и написал, что идеальные условия для применения тигра это аэродром с бетонным покрытием.
Выполнять классические танковые задачи тигр не мог по определению. Самым эффективным его применением стало использование тигра в виде ПОДВИЖНОЙ огневой точки. Танк стоит в окопе (окоп иногда имел бетонные перекрытия) и с вероятностью девяносто восемь процентов пережидает артиллерийский налёт любой мощности. Когда наши войска поднимаются в атаку тигр вылезает из окопа на прямую наводку. В этом качестве тигр очень напоминает наш КВ в начальный период войны. Самые громкие победы КВ совершал тогда когда просто занимал какой нибудь стратегический (в местном масштабе) перекрёсток и немецкие танки упирались в него как лбом в стену. Оба танка имели достаточно скромную по мощности для их веса пушку, но большое количество снарядов.
Сказки о борьбе Т-34 с тигром. Сказка выглядит примерно так - используя скорость и маневренность Т-34 заходили с боку и били в борт. Я, как бывший танкист, с трудом это представляю. Стоит двадцать тигров в линию, с расстоянием между машинами метров сто, а перед ними двести наших танков. И как, или куда надо маневрировать, что бы оказаться межу соседними тиграми, на расстоянии пятидесяти метров от любого из них? Скорее всего всё было гораздо страшнее. На последних двух километрах сближения девять из десяти наших танков погибали а десятый, который просто не успели подбить уничтожал тигра.
Был правда более успешный способ борьбы. Фронт прорывался в ста километрах от ближайшего тигра, кольцо замыкалось и тигр оставался без горючего. Но что бы так воевать, во первых надо головой думать, а во вторых понимать что танки не предназначены для борьбы с танками противника.
В любом случае тигр произвёл на наших военных сильное, если не сказать неизгладимое впечатление. Хотя его можно было вообще не принимать в расчёт. По меркам той войны тигра выпустили в мизерном количестве. Тактическая подвижность у него была нулевая. Даже погрузка на железнодорожную платформу вызывала массу времени. По своим габаритам тигр не помещался на железнодорожной платформе. Поэтому перед погрузкой с него снимали обычные гусеницы и надевали специальные транспортные более узкие. После выгрузки происходило всё то же самое только в обратном порядке.





ПАНТЕРА КОТОРУЮ НИ КТО НЕ ЗАМЕТИЛ






Ну не то что бы совсем не заметили, просто реакция на пантеру была достаточно спокойная. Ну ещё один немецкий танк. Видимо после тигра эмоций уже не осталось. Бронирование у пантеры было условно противоснарядное. То есть лоб танка был защищён наклонной бронёй восемьдесят миллиметров, а борт имел броню всего сорок миллиметров. Для сорок третьего года этого было явно мало. А тонкий борт получился всё из за той же идиотской схемы танка с коробкой скоростей в носу и двигателем в корме. Пантера получилась необычайно высокой. Высота была почти три метра.



Из достоинств у пантеры надо признать большой боекомплект и маленький бензобак вынесенный в самую корму танка. Правда и бензина в нём хватало только на двести километров, но горела пантера очень редко.
Маленькое техническое отступление. Практически любой подбитый танк можно починить. Исключение составляют только сгоревшие танки или танки разорванные на мелкие кусочки. Немцы по несколько раз вводили в строй свои подбитые танки в начальный период войны. Поэтому наши войска подбили немецких танков в десять раз больше чем их выпустили немецкие заводы. А то некоторые авторы пишут, что мы сильно врали о немецких потерях. С кажу честно, врали но не так сильно. В дальнейшем даже появилось два различных понятия подбили и уничтожили. Поэтому после боя артиллеристы пытались поджечь подбитые но не горящие танки находящиеся на поле боя.
Так как в сорок третьем году мы в основном наступали, то и подбитые пантеры не восстанавливались а доставались нам в качестве трофея. Было много случаев когда нам доставались исправные пантеры, которые бросили только по тому что у них кончился бензин.
Патера была на много легче тигра, но на средний танк она не тянула. И вообще сорок третий год для пантеры это копия сорок первого года для Т-34. Танк подбить трудно но можно, а большинство потерь из за поломки ходовой части. Почему у технически грамотных немцев ломалась ходовая? Да всё новое первые пол года ломается, да и вес сорок три тонны (Т-72 всего сорок две весил) слишком много для того уровня развития промышленности.



КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР


В принципе об этом танке можно было не писать, потому что это уже верх технического абсурда. Но у него есть одно интересное техническое решение.





Баки с горючим располагались справа и слева от карданного вала на дне боевого отделения. Было ещё несколько небольших баков в моторном отделении и около него, но они по теории должны быть уже пустыми к моменту боя. С одной стороны бак в боевом отделении это абсурд. Но с другой стороны попаданий в танк на уровне пола боевого отделения практически не бывает. Хорошо или плохо горели королевские тигры я не знаю, просто их так мало было что и статистики по этому танку наверно нету.



ПРОИЗВОДСТВО НЕМЕЦКИХ ТАНКОВ





Вот картинка из моего любимого журнала техника молодёжи за семидесятый год. Возле каждого танка стоит количество выпущенных. Как видите немцы не преуспели в количестве и попытались взять качеством. Это имело бы смысл если бы война велась в ущелье шириной десять километров. Но когда линия фронта составляет тысячи километров то без количества ни как не обойдёшься. При всей техническом совершенстве немецкие танковые заводы по нашим меркам напоминали ремонтные мастерские.
Маленькое лирическое отступление. Эта тема в советское время замалчивалась, но наши братья Чехи и Словаки внесли огромный вклад в вооружение немецкой армии. В начальный период войны в Прибалтике немцы наступали практически на танках чехословатского производства доставшимся им по наследству после оккупации Чехословакии. Да и во время войны танковое производство Чехословакии работало на полную мощность.
Многие указывают что немецкие танки были сложными в производстве. Это наверно правда, хотя как танк похожий по форме на коробку из под обуви и имеющий бензиновый двигатель может быть дороже танка с наклонной бронёй и дизельным двигателем? Скорее всего всё дело в размере производства.
У нас было три огромных завода. Из них один самый большой в мире завод по производству вагонов, на территории которого поместились все харьковские заводы и некоторые другие эвакуированные производства. Конечно было немного тесно, но получился самый большой в мире танковый завод с поточным производством танков. Второй завод получился из бывшей верфи. Качество танков первый год было ужасное но количество впечатляло. А немцы в это время на своих верфях произвели тысячу подводных лодок. Я думаю вместо тысячи лодок можно было выпустить десять тысяч танков.
Третий огромный завод должен был получиться на базе тракторного завода и опять же верфи в Сталинграде. Но Сталинград сравняли с землёй. Поэтому Т-34 стали делать на базе тракторного завода в Челябинске. Причём на нём одновременно делали и тяжелые танки, что с точки зрения технолога является техническим идиотизмом. Завод изначально был не очень мощным (восемь тысяч тракторов в год) но на его территорию переехало всё танковое производство Ленинграда.
И говоря о стоимости танков надо не забывать что наши рабочие трудились практически бесплатно. А заработная плата тоже входит в стоимость изделия.
Ну и как тут не вспомнить американцев? Они развернули производство своих достаточно примитивных танков на огромных автомобильных заводах. И если бы им это было нужно то они наделали бы танков больше всех воюющих стран вместе взятых. Но им были нужны пароходы и поэтому они выпустили ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ транспортных кораблей типа либерти.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
Юрий Брагин

7 мая 2015 20:17

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Впечатляет!!!
<
Владимир Шишкин

30 ноября 2016 07:56

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Режет слух тракторная подвеска, это что плохо? сейчас самая лучшая это старая свечная в исполнении Меркавы.
<
Олег

11 декабря 2016 00:36

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Мне понравился этот взгляд, но опять таки в описании пантера выглядит не дооцененной

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив