Информация к новости
  • Просмотров: 45
  • Автор: admin
  • Дата: 20-03-2018, 09:08
Изменил: admin
20-03-2018, 09:08

САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА СУ-76

Вступление


Я уже писал что популярность боевой техники не зависит от её боевых качеств и количества выпущенных образцов. Популярность дают легенды и звучное имя. А какую легенду можно сложить про артиллерийскую самоходную установку, которую сам экипаж называл сукой? Но мы, истинные патриоты, любим Россию не за то что она родина слонов и всё что произведено на её территории является лучшим в мире. Мы любим её такой какая она есть. И эта любовь подразумевает знание истории (именно истории а не легенд) вообще и военной техники в частности.


История создания самоходной установки СУ-76


Вообще самоходные установки создают с какой то целью. СУ-152 создали для разрушения полевых укреплений прямой наводкой. СУ-100 создали потому что не было станка для изготовления зубчатого венца большого диаметра, который позволил бы установить пушку крупного калибра на танк Т-34. А вот самоходную установку СУ-76 создали потому что создали.
Создали её на базе лёгкого танка Т-70. Правда компоновку слегка изменили. У танка двигатель был в носовой части корпуса по правой стороне, водитель сидел слева. Потом шло боевое отделение. И наконец в самой корме находился бензобак. Так вот, статистика установила, что благодаря своей компоновке Т-70 с его убогой бронёй и БЕНЗИНОВЫМ двигателем горел реже чем ДИЗЕЛЬНЫЙ Т-34 у которого часть бензобаков была в боевом отделении. У СУ-76 боевое отделение оказалось в корме корпуса, а бензобак расположили под боком у водителя. Соответственно чаще водителя самоходки гибли только стрелки на штурмовиках ИЛ-2.




Первый вариант имел крышу боевого отделения и трансмиссию, которая ломалась каждые пять минут. После долгих доработок получился вариант названный СУ-76М. Крышу боевого отделения убрали потому что не сумели сделать нормальную вентиляцию и экипаж просто угорал от пороховых газов при стрельбе. Трансмиссию и ходовую часть доработали. Всё это было уже в конце сорок третьего года.



На фотографии пластмассовая модель, но выполненная очень точно и дающая полную информацию о внешнем виде и компоновке СУ-76М.



Технические характеристики СУ-76







1. 76 миллиметровая пушка ЗИС-З
2. броневой короб защищающий противооткатную систему орудия
3. боевая рубка
4. заслонка амбразуры для стрельбы из личного оружия
5. направляющее колесо
6. опорный каток
7. поддерживающий каток
8. ведущее колесо
9. глушитель одного из двигателей
10. жалюзи
11. крышка трансмиссионного люка
12. люк фильтра предварительной очистки воздуха поступающего в двигатели
13. крышка люка моторного отделения
14. крышка люка для доступа к стопору пушки по-походному
15. крышка люка первого бензобака
16. крышка люка второго бензобака
17. заслонка амбразуры командира
18. сиденье командира
19. сиденье наводчика и заряжающего (на марше)
20. стопор пушки по-походному
21. заглушка амбразуры для стрельбы из револьвера
22. фара
23. крышка люка механика-водителя
24. заслонка отверстия для заводной рукоятки
25. казённик пушки
26. кормовая дверца
27. задний фонарь
28. окно для выхода воздуха







1. крышка трансмиссионного люка
2. воздухоочистители двигателей
3. коробка передач
4. главная передача с бортовыми фрикционами и тормозами
5. рычаги управления
6. двигатели
7. ведущее колесо
8. бензобаки
9. ящики с инструментами
10. кормовая дверь
11. маховик поворотного механизма орудия
12. маховик подъёмного механизма орудия
13. панорамный прицел
14. цилиндр наката орудия
15. цилиндр тормоза отката
16. уравновешивающий механизм
17. поперечная балка к которой крепится орудие.



В общем по схеме всё понятно. Двигателя средней мощности в стране не было, поэтому поставили два двигателя ГАЗ-202 общей мощностью сто сорок лошадиных сил. При массе самоходной установки СУ-76М десять тонн, это давало ту самую минимально допустимую энерговооруженность в четырнадцать лошадиных сил на тонну веса. Правда работали двигатели на авиационном бензине марки Б-70, поэтому сложности со снабжением горючим были заложены в саму конструкцию самоходки.
Подвеска была прогрессивная торсионная, а не тракторная как у ШЕРМАНА или свечная как у Т-34. Правда качество конструирования и исполнения было низкими, поэтому максимальная скорость эксплуатации ограничивалась тридцатью километрами в час, хотя максимальная скорость достигала сорока километров в час.
Орудие взято от дивизионной пушки ЗИС-3 без всяких изменений. Его просто сняли со станины и укрепили на специальной поперечной балке. Угол наклона пять градусов вниз и двадцать пять вверх. По горизонту орудие отклонялось на пятнадцать градусов в каждую сторону. Противооткатные устройства защитили бронёй толщиной десять миллиметров. Лобовая броня была тридцать пять миллиметров и установлена наклонно. Учитывая угол наклона в шестьдесят градусов можно сказать что лобовая броня была эквивалентна вертикальной броне толщиной семьдесят миллиметров. Для боевой машины весом в десять тонн это не мало. Но немецкими противотанковыми пушками в конце сорок третьего года броня такой толщины пробивалась на любой дистанции прицельного выстрела. В остальных местах корпус имел толщину в основном семь миллиметров.
В боевой рубке располагалось шестьдесят снарядов, что для такой миниатюрной самоходки достаточно много.







Применение самоходной установки СУ-76


Вот тут и начинаются сложности. Практически полное отсутствие серьёзного бронирования ставило СУ-76 в разряд самоходных пушек предназначенных для стрельбы с закрытых позиций. Но калибр 76 миллиметров был совершенно не эффективен для стрельбы с закрытых позиций. Что бы понять возможности этого калибра читайте статьи - ИДЕАЛЬНАЯ ДИВИЗИОННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ ОБРАЗЦА СОРОК ПЕРВОГО ГОДА и ЗИС-3 ПОПУЛЯРНАЯ ЛЕГЕНДАРНАЯ И НИ КОМУ НЕ НУЖНАЯ?
Штурмовое орудие должно иметь мощное бронирование хотя бы в лобовой проекции. Как вы помните СУ-76 имела лобовую броню всего тридцать пять миллиметров, но чаще всего применялась именно как штурмовое орудие. Соответственно и потери было огромными.
Есть правда авторы, которые высказывают другое мнение.



Согласен СУ-76 могла успешно отражать атаки ПЕХОТЫ. А вот дальше я сильно сомневаюсь. Бетонные укрепления были ей не под силу. Подавить пулемётную точку можно только прямым выстрелом, при навесной стрельбе просто снарядов не хватит. По уставу для надёжного подавления пулемётной точки при стрельбе с закрытой позиции нужно - вот лень лезть в справочник, но то что больше шестидесяти снарядов это точно. Не зря при наступлении сотни орудий ставили колесо к колесу и непрерывно стреляли по траншеям противника часа полтора а то и два. А стрелять с расстояния прямого выстрела (шестьсот метров) можно было только при отсутствии у противника противотанковых пушек.
Ну а представить как СУ-76 отражает атаки тигров у меня просто воображения не хватает.
Что касается высокой проходимости то она зависит не от веса системы а от УДЕЛЬНОГО давления на грунт. Я честно величину удельного давления для СУ-76 не растчитывал, но гусеницы у неё достаточно узкие
Для чего её всё таки делали? Просто после Курска стало понятно что лёгким танкам нет места в этой войне и их сняли с производства. Производственные мощности освободились и решили делать хоть что нибудь. За всю войну выпустили 11000 штук и ещё две тысячи после войны. Был вариант с зенитной пушкой. Может это и было её предназначение? Хотя я бы использовал эту самоходку как платформу для миномёта калибром сто двадцать миллиметров.






Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
Sergey_Lori

1 апреля 2019 21:03

Информация к комментарию
  • Группа: Посетители
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 1.04.2019
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 1
Был перед войной образец подобной техники, такой как СУ-5. Как раз вариант СУ-5-2, с орудием в виде 122 мм гаубицы образца 10/30 года, был выбран военными как самый подходящий. Снаряд более мощный, чем у 76 мм орудия, без дульного тормоза, самое то, что нужно для поддержки пехоты. Единственным недостатком орудия был поворот по горизонтали всего 5 градусов. Боезапас невелик, но его можно было увеличить. Но с конструктором что-то случилось и тема заглохла.
На шасси от СУ-76 орудие в 122 мм выглядело бы предпочтительнее. Установка на легком шасси более мощной пушки в 150 мм у немцев завершилась провалом.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив