Информация к новости
19-11-2021, 11:00
ШТУРМОВИК ИЛ-2 В ЛЕГЕНДАХ И НА ПОЛЕ БОЯ
Вступление
Легендарный штурмовик ИЛ-2. Трудно писать о легенде. Особенно трудно писать правду и анализировать легенду с технической точки зрения. Сразу набегут ура - патриоты и заорут - Родину не любишь. Поэтому давайте отдельно рассмотрим ПОДВИГ лётчиков летающих на штурмовиках, технические и боевые возможности самолёта и тупость военного руководства.
С летчиками всё просто. Количество боевых вылетов до гибели самолёта было так мало, что заставить себя сесть в него мог только по настоящему смелый человек искренне любящий свою Родину. Чаще лётчиков погибали только воздушные стрелки, но об этом ниже.
Боевые возможности и легенды
Первая легенда это создание штурмовика ИЛ-2. Выглядит она примерно так. Великий Илюшин создал выдающийся самолёт со стрелком в задней кабине но тупые военные год не обращали на него внимание а потом заставили убрать вторую кабину. И вот если бы не они (тупые военные) то мы бы о го го, ведь потом по просьбе фронтовиков оборонительный пулемёт поставили и всё стало хорошо.
На самом деле всё было немного не так. Начнём с Илюшина. Да шесть моделей его самолётов находились в серийном производстве но кто знает сколько самолётов у него просто не получилось - очень много. Что касается бронированного штурмовика (так в постановлениях обозначался будущий ИЛ-2) то его официальная разработка началась в начале тридцать восьмого года. И военные очень даже торопили конструктора. Но ни чем путным проектирование штурмовика ИЛ-2 в то время закончиться не могло потому что двигатель Микулина АМ-34ФРН развивал мощность у земли всего 1050 лошадиных сил. В начале тридцать девятого года появился двигатель АМ-35 мощностью 1350 лошадиных сил. Но тут стал чудить сам Илюшин. Пытаясь закрыть бронёй двигатель, водный и масляный радиаторы он, не слушая мнения специалистов по охлаждению, сам конструировал экзотические системы. В результате двигатели горели один за другим срывая испытания самолёта. Вот что писал про него не менее легендарный конструктор двигателей Микулин - "Сплошные изобретения Илюшина в части винтомоторной группы и самодельных радиаторов привели к задержке выхода бронированного штурмовика на испытания более чем на год ....это чванство, вреднейшее с государственной точки зрения".
Когда в мае сорокового года испытания штурмовика ИЛ-2 всё таки завершились, то выводы комиссии были не утешительны. Во первых конструктор не угадал с центровкой самолёта (она была сильно задняя) поэтому управление самолётом доставляло известные проблемы. Во вторых испытуемый образец не выполнил НИ ОДНОГО пункта технического задания по скорости, дальности и манёвренности. Стрелковое вооружение штурмовика ИЛ-2 на тот момент состояло только из пяти пулемётов винтовочного калибра. Справедливости ради надо признать что готовых пушек калибра двадцать три миллиметра тогда просто не было.
Возникло предложение поставить на самолёт новый двигатель АМ-38 мощностью 1600 лошадиных сил, которого реально тоже ещё не было. А тут ещё две беды свалились на Илюшина. Бомбардировщик ДБ-3 собрались снимать с производства как устаревший и конструктор Сухой стал наступать на пятки со своим вариантом штурмовика. Возникла реальная опасность остаться без серийного завода и поехать в гости к Туполеву в тюрьму. Поэтому Илюшин пошёл на маленькую хитрость и предложил на ряду с двухместным испытать и одноместный образец. Обратите внимание, что тупые военные не отменяли заказа на производство и испытания двухместного образца. Одноместный образец с новым мотором прошёл испытания и был запущен в мизерную серию предназначенную для войсковых испытаний. Про двухместный вариант штурмовика ИЛ-2 Илюшин немного "забыл", а тут война и остальное вы знаете.
Ещё один стришок к личности Илюшина. Но для этого нужно небольшое лирическое отступление. Гильза является очень дорогим изделием и используется МНОГОКРАТНО. Даже богатые американцы привозили гильзы на аэродромы. Сама система сбора гильз не очень сложная. Так вот ИЛ-2 всю войну сеял гильзы от двадцати трёх миллиметровых пушек по полям сражений.
Вторая легенда - штурмовик ИЛ-2 очень эффективная боевая машина и немцы его жутко боялись. Очень хорошо боевые возможности ИЛ-2 описал Марк Солонин в своей книге "На мирно спящих аэродромах". Я только кратко повторю основные выводы. Из ИЛ-2 плохо видно поле боя, бомбить он может только не прицельно, для танков он практически безопасен. Принятие на вооружение кумулятивных бомб увеличило угрозу для танков но есть такая противная вещь СТАТИСТИКА. Она утверждает что восемьдесят процентов танков уничтожила артиллерия. Да при бое в городе большой процент танков уничтожался из противотанковых гранатомётов. В определённые моменты авиация наносила большие потери танкам. Ещё были минные заграждения, бутылки с зажигательной смесью и противотанковые ружья. Но общий итог остаётся неизменным - во время Второй Мировой Войны самолёт вообще и ИЛ-2 в частности не очень пугал танки. А вот танкисты их боялись. Вот как один наш танкист описывает этот парадокс. За всю войну нас бомбили огромное количество раз, подбили всего три танка. Умом понимаешь, что бомбёжка для тебя практически безопасна, но страшно так как будто на тигра в лобовую идёшь. Что касается немцев, то достаточно посмотреть на документальные фотографии. Вряд ли танкисты ставящие свои танки такими плотными группами сильно боялись авиации.
Кто нибудь слышал про немецкие кумулятивные бомбы?
Немцы были впереди планеты всей по кумулятивным боеприпасам. Кроме того они не были дураками и копировали у нас всё достойное внимания оружие. Вы что нибудь слышали про немецкие кумулятивные бомбы? Я нет. Наверно если бы они были так эффективны немцы обязательно стали бы их выпускать. В отличие от наших военных ракеты с кумулятивной частью у немцев были.
Это было маленькое лирическое отступление, если у кого есть информация по этому вопросу - напишите администратору сайта.
Как рождаются легенды?
Вот фотография, а к ней подпись - ура ура как наши штурмовики изрешетили танк. На самом деле на тигре просто испытывали орудия различных калибров и снаряды разного типа. Об этом даже есть отчёт. На танке ясно видно попадание от трёх снарядов калибра сто двадцать два миллиметра. Так же есть около пяти попаданий снарядов калибра восемьдесят пять миллиметров. Отчётливо видны следы попадания подкалиберных снарядов - они выглядят как маленькая вмятина с маленьким отверстием в центре.
Ну вернёмся к нашим легендам.
Третья легенда - неуязвимость летающего танка. Максимальная броня была толщиной всего восемь миллиметров, а большая часть бортовой брони имела толщину пять миллиметров. То есть броня реально защищала только от осколков зенитных снарядов. А был ещё деревянный хвост с не дублированными тягами управления. А ещё масляный радиатор . Тут надо было выбирать, или закрыть перед боем броневую заслонку радиатора и получить заклинивший двигатель, или заслонку не закрывать и ждать пулю. Самый надёжный показатель живучести это в среднем двадцать шесть боевых вылетов на самолёт до его уничтожения зимой сорок второго года.
Интересно сравнить потери ИЛ-2 и очень древних но более маневренных самолётов И-152 с мотором воздушного охлаждения. Действуя в тех же условиях что и ИЛ-2 они несли в двое меньшие потери.
Четвёртая легенда - поставили оборонительный пулемёт и всё стало хорошо. В воздушном бою между оборонительным пулемётом и истребителем победы распределяются как один к десяти в пользу истребителя. Стало конечно легче но не намного. А самое главное что семьдесят процентов потерь штурмовики несли от зенитного огня с земли.
А был ли он нужен?
Сейчас многие схватились за сердце - как это можно обсуждать вообще? Ведь сам Сталин писал - нужен как хлеб нужен как воздух. Но мы не будем опираться на мнение бывшего семинариста и проведём собственный анализ. Самое простое это посмотреть какие цели были на поле боя и чем их проще всего уничтожить. Читая воспоминания ветеранов я выбрал наиболее часто встречающиеся цели.
Первая цель - железнодорожная станция с эшелонами. Тут штурмовикам делать нечего по определению, это цель для пикирующих бомбардировщиков.
Вторая цель - артиллерийские батареи. Авиационными пушками такую цель не уничтожить, можно только заставить замолчать на время пугая орудийную прислугу. Бомбить логичнее с пикировщиков.
То же самое относится и к укреплённому пункту.
Охота за эшелонами противника. И даже не так за эшелонами, как за ПАРОВОЗАМИ. Тут главное не броня а дальность полёта, скорость и наличие ракет. Самым известным и самым удачным охотником за паровозами был американский истребитель ТАНДЕРБОЛТ.
Истребитель ЛА-5 справился бы с этой задачей успешнее чем ИЛ-2, имея ввиду его большую скорость, маневренность и двигатель воздушного охлаждения.
Колона противника на марше. Если её бомбить, то точнее и БЕЗОПАСНЕЕ с пикирующего бомбардировщика. Если обстреливать из пушек, то потери у ЛА-5 и штурмовиков будут по крайней мере одинаковыми, а возможно и меньшими - вспомните пример И-152. Стрельба ракетами одинаково эффективна хоть с пикирующего бомбардировщика, хоть со штурмовика, хоть с истребителя. Истребитель после пуска ракет по определению не является дичью для самолётов противника и тут его преимущество очевидно.
Ну и самая любимая цель - штурмовка переднего края. Пехоту в окопах уничтожить практически не реально. Что бы её уничтожить надо перепахать передний край, а пахать штурмовику было особенно нечем. Богатые американцы один раз попробовали прорвать оборону немцев бомбёжкой. Они собрали огромное количество самолётов, построили их плотным строем (практически крылом к крылу) и высыпали все бомбы одновременно на переднюю линию обороны немцев. Получился такой бабах - катюша рядом не стояла. Своих как обычно краем бабаха зацепили. Немцев всех уничтожили, но танки в прорыв ввести не смогли. Все танки в воронках застряли. Просто с калибром бомб не угадали. Надо было сотки бросать, это идеальный калибр для переднего края - любые землянки уничтожает но воронку на танке преодолеть можно. И опять штурмовик наш не при чём.
Про тупых военных
Военные принятию штурмовика на вооружение не препятствовали и даже подгоняли. Но вот имея кумулятивную бомбу и ракету не объединить их - ну тупые. А противотанковая ракета была, но только с простой стальной болванкой в головной части. И калибр у неё был сто тридцать два миллиметра. А с кумулятивной боевой частью можно было сделать ракету в калибре восемьдесят два миллиметра, что дало бы экономию и в народном хозяйстве и в увеличении боекомплекта.
Что бы было если бы штурмовика ИЛ-2 не было
Был бы истребитель МИГ-3 с двигателем 2000 лошадиных сил. За счёт сэкономленного алюминия у истребителей были бы металлические крылья ещё в сорок первом году. Шестьдесят тысяч мощнейших двадцати трёх миллиметровых пушек пошли бы в ПВО и прикрыли наши войска. Латунные гильзы не рассыпались бы по полям сражений. Лётчики при той же или большей эффективности гибли не в двадцать шестом вылете а значительно позднее.
Вот такой грустный получился анализ нашего легендарного ИЛ-2. Если вы не согласны - опровергайте, только пожалуйста опровергайте с техническим обоснованием.
Вернуться
Комментариев: 18
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.