Информация к новости
  • Просмотров: 26
  • Автор: admin
  • Дата: 20-03-2018, 09:07
Изменил: admin
20-03-2018, 09:07

МИФЫ АРТИЛЛЕРИИ

Вступление


Многие авторы много лет подряд рассказывая о работе дульного тормоза и противооткатных устройств в артиллерии несут полнейшую чушь. Последней каплей стала статья в Википедии о дульном тормозе.





Нам опять бодро объяснили, что газы ударяют в перпендикулярные перегородки и возникает сила, которая препятствует откату. Да сила возникает, и она даже может оторвать дульный тормоз от ствола. Но на откат ствола она ни как не влияет. Потому что это ВНУТРЕННЯЯ СИЛА. Для отличников ЕГ объясняю на пальцах - попробуйте сдвинуть с места троллейбус упёршись руками в лобовое стекло, находясь при этом ВНУТРИ троллейбуса. При определённом уровне физического развития вы выдавите лобовое стекло, но троллейбус с места не сдвинете. И вы тут абсолютно не виноваты - это просто законы физики.
По моему мнению авторы просто тупо переписывают одну популярную но очень старую книгу.




Именно в ней пороховые газы впервые очень сильно ударили по перегородке и потянули ствол вперёд.



Как на самом деле работает дульный тормоз


Для начала давайте разберёмся откуда берётся откат или отдача в артиллерийском орудии. Обычно объясняют весьма просто. Снаряд получив определённый импульс летит в одну сторону а артиллерийская система с тем же импульсом в противоположную. А вот и не правда. Нет в начальный период выстрела всё так и происходит. Но только до вылета снаряда из ствола. А после вылета снаряда из ствола сам ствол превращается в ракетный двигатель. Из него вылетает несколько килограммов пороховых газов на скорости в среднем 2000 метров в секунду. И артиллерийская система получает дополнительный импульс, иногда более мощный чем от самого снаряда.











На фотографиях показан тот момент (в уставе он называется - после истечения газов) когда ствол исполняет функцию ракетного двигателя. На четырёх нижних фотографиях хорошо видны фазы работы реактивного двигателя - от максимума к затуханию.
Так вот дульный тормоз и борется с этим дополнительным импульсом мешая работе реактивного двигателя.





То что википедия называет активным дульным тормозом просто направляет пороховые газы в сторону. Таким образом получаем два реактивных двигателя действующих перпендикулярно стволу и уравновешивающих друг друга.




Правда как видно из фотографии полностью убрать этот импульс не удаётся, часть газов всё таки вырываются из ствола вперёд и увеличивают отдачу.

Если с помощью наклона перегородок отклонить пороховые газы назад то откат не просто пропадёт но и сама пушка полетит вперёд.







Правда реактивный тормоз имеет один но очень существенный недостаток - после первого выстрела приходится менять весь расчёт. Поэтому реактивный тормоз применяют крайне редко и делают минимальный угол отклонения газов.
На трёх последних фотографиях показан дульный тормоз от американской крупнокалиберной снайперской винтовки, который имеет большой угол наклона перегородок. Как сами американские солдаты переносят стрельбу из этой винтовки видно на фотографии.





И ещё немного о дульном тормозе





Вот примеры довольно примитивного ЩЕЛЕВОГО дульного тормоза.




А вот на верхней фотографии трёх камерный вариант со слегка загнутыми перегородками. А на нижней самый современный - вместо перегородок полностью сформированные сопла.



А на этой фотографии целый набор - двух камерный, щелевой и то что по простому называют солонкой. Считается что солонка разбивает общий бабах на много маленьких и человек это легче переносит.



Легче переносит это имеется в виду то что расчёт просто остаётся живой. Обратите внимание как расчёт реагирует на выстрел мощного орудия оснащённого шелевым тормозом.







А вот очередной пример безграмотности - увидел человек на стволе набалдашник и сразу подписал ДУЛЬНЫЙ ТОРМОЗ. На самом деле это пламегаситель, который позволяет не очень слепить наводчика. Выполнен он в виде сопла, которое усиливает отдачу. Но в данном случае это не страшно. Дело в том что эти зенитные пушки имеют автоматику основанную на откате ствола, поэтому чем сильнее откат тем надёжнее работа автомата.




Легенда о поглощении.


Описывая работу противооткатных устройств все авторы дружно рассказывают как противооткатные устройства ПОГЛОЩАЮТ энергию отката. Мне даже на военной кафедре рассказывали - откатник поглощает 85 процентов энергии отката а накатник 15. Законы физики которые утверждают что энергию нельзя поглотить (закон сохранения энергии, импульса и далее по списку) ни кого не интересуют.
Особая похвала Википедии, она не стала поглощать энергию и даже подтвердила мою версию, что ствол исполняет функцию реактивного двигателя.



Её версия состоит в том что противооткатные устройства превращают энергию отката в тепло за счёт трения. Законов физики эта теория не нарушает но и работу противооткатных устройств не объясняет. Дело в том что приведённая в примере пушка А-19 имеет длину максимальную отката чуть более метра. На этой дистанции через несколько отверстий перетекает двадцать два литра веретённого масла. Интересно какой коэффициент трения веретённого масла по стали? Мне почему то кажется что он близок к нулю. Это во первых. А во вторых - если бы противооткатным устройствам удалось перевести всю энергию отката в тепло, то содержащиеся в них масло закипело и взорвалось после первого выстрела.
Справедливости ради надо признать что малая часть энергии отдачи всё таки переходит в тепло и противооткатные устройства нагреваются. Происходит это примерно к шестидесятому выстрелу, и большую часть тепла они получают от расположенного рядом ствола нагретого до четырехсот градусов.



Как на самом деле работают противооткатные устройства


То что в цилиндрах противооткатных устройств находится масло, которое перетекает через сложную систему отверстий, это всё частности.
Главный смысл противооткатных устройств в том что они разрывают жесткую связь между стволом и станиной орудия. В общем не препятствуя откату ствола они создают ему постоянное и строго фиксированное по величине сопротивление. То есть противооткатные устройства передают энергию (или если хотите импульс) от ствола на станину орудия, а станина передаёт его планете Земля. Больше в общем то передавать его не кому. Но передают они его не одним ударом а растянутым по времени давлением. То есть юридически противооткатные системы являются гидравлическим редуктором. Самое сложное при этом создать такую гидравлическую конструкцию, которая при изменении внешней нагрузки сохраняла постоянное сопротивление. Это удалось осуществить в конце прошлого века. Тогда на лёгкие боевые машины стали ставить достаточно мощные пушки большого калибра обладавшие большой длиной отката но имевшие малое усилие отката.



На фотографии одна из таких машин. По защитному кожуху на стволе понятно что орудие имеет очень длинные цилиндры противооткатного устройства. Обратите внимание на многокамерный дульный тормоз реактивного типа.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
Царик в в

12 декабря 2019 22:39

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Есть над чем задуматься

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив