Информация к новости
20-03-2018, 09:10
ГЕНИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР ЯКОВЛЕВ
Вступление
Поводом для написании этой статьи стал комментарий к статье БЫЛ ЛИ СТАЛИН ЭФФЕКТИВНЫМ МЕНЕДЖЕРОМ? Товарищ просто написал что статья плохая и отослал меня к книге ЦЕЛЬ ЖИЗНИ. Я читал эту книгу в детстве, но по настоящему понял её только сейчас - Яковлев был один из первых, к тому же гениальным, ПИАР МЕНЕДЖЕРОМ.
Краткое содержание для тех кто не в теме.
Саша, в отличии от Микояна, был мальчиком без связей. Он правда попытался выгодно жениться, но не угадал. Тесть неожиданно получил статус врага народа и Саша моментально отрёкся от тестя, тёщи, жены и даже от кошки с собакой. Соответственно он сидел на убогом заводике и делал маленькие самолётики. Но потом он разработал выдающуюся пиар компанию. Сначала разузнал где находятся дачи членов полит бюро. Потом покрасил самолётик самой яркой краской которая была в каталоге. Дальше всё просто. Лётчик выполнил над дачами фигуры высшего пилотажа, а потом сел на полянке недалеко от дач. Всем прибежавшим и прискакавшим (по крайней мере Ворошилов точно прискакал) лётчик раздавал Сашины фотографии с надписью - НА ДОБРУЮ ПАМЯТЬ ОТ ГЕНИАЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО КОНСТРУКТОРА.
Я конечно немного утрировал ситуацию, но в общем всё так и было. В результате Саша стал ГЛАВНЫМ ШЕПТУНОМ У СТАЛИНА. Многие считают что именно его нашептывания привели к опале Поликарпова и посадке Туполева. Правда место (читай самый большой авиационный завод) Поликарпова перехватил армянский мальчик с весьма популярной в то время фамилией Микоян.
Маленькое лирическое отступление. В детстве, читая биографию Микояна, я недоумевал, как болезненный и ни чем не проявивший себя армянский мальчик неожиданно получил должность главного конструктора и готовый проект самолёта, который разрабатывали в конструкторском бюро Поликарпова. А оказывается всё дело было в фамилии.
Каким конструктором был Александр Яковлев
А кто его знает. Я просто буду приводить факты, а вы сами решайте.
Сначала Яковлева все хвалили. Почему хвалили? Потому что он написал о себе хвалебную книгу. Потом его все ругали. Почему ругали? Наверно для того что бы доказать что в Советском Союзе всё было плохо. Как обычно истина лежит где то посредине.
Во первых надо понять что нельзя сравнивать наши самолёты с американскими, английскими и немецкими - наши ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ БЫЛИ ХУЖЕ.
В стране не было нормального бензина, поэтому в двигатели ещё на стадии проектирования (с учётом качества бензина) закладывались пониженные характеристики. В стране не было КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА и опытных рабочих. Поэтому новый двигатель, успешно прошедший государственные испытания, попав на серийный завод терял надёжность и не обеспечивал требуемый моторесурс. У нас перед войной был изготовлен турбокомпресор, а во время войны лёгкий авиационный двигатель ВК-108 мощностью 1800 лошадиных сил. Но работали только образцы сделанные в лаборатории, а изготовленные на серийном заводе сразу клинили, загорались, разрушались.
Я уже рассказывал в статье ЛЕНД ЛИЗ, как делали двигатель для полёта Чкалова в Америку. Сначала для него в лаборатории института несколько профессоров на самодельном самогонном аппарате сделали несколько тонн бензина марки Б-130. А клапана двигателя в ручную притирали двенадцать девственниц.
Фотографии не совсем исторические но сути этого не меняет.
Механики на фронте, для увеличения надёжности и моторесурса, просто снижали максимальные обороты двигателя и соответственно его мощность. В результате истребитель становился хорошим ТРАНСПОРТНЫМ самолётом.
В результате в распоряжении Яковлева был слабый V образный двигатель ВК-105. Потом появился более мощный звездообразный АШ-82. Все конструкторы - Поликарпов, Микаян, Лавочкин, Яковлев попытались поставить его на свои самолёты. Лучше всего получилось у Лавочкина.
Все кто хвалит Яковлева вспоминают, что перед войной его новые самолёты устанавливали всяческие рекорды. Но тогда время было такое, авиационная наука развивалась небывалыми темпами. И если новый самолёт не ставил мирового рекорда значит он был техническим убожеством.
Маленькое техническое отступление. Перед войной сам товарищ Сталин приказал установить мировой рекорд скорости. Но двигатель требуемой мощности не смогли сделать даже в лаборатории. Не помог ни бензин марки Б-130 ни ручная работа девственниц. Может поэтому, а не по доносу Яковлева многие конструкторы оказались в тюрьме? А вот немцы рекорд скорости установили, а англичане отставали от них совсем немного. Тут возникает риторический вопрос - у какой страны были большие шансы сконструировать лучший истребители ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ?
Самый быстрый бомбардировщик
Перед войной Саша сделал двух моторный самолёт непонятного назначения. Самолёт мог взлетать ТОЛЬКО С БЕТОННОЙ ПОЛОСЫ и теоретически он мог летать со скоростью истребителя. Что значит теоретически? Самолёт достигал определённой скорости, но ТУТ ЖЕ перегревались двигатели и их приходилось отключать.
И тут из него стали делать бомбардировщик. Для того что бы не перегревались двигатели увеличили лобовую площадь радиаторов (минус от максимальной скорости). Поставили колёса большего размера и соответственно увеличили размер гондолы куда их прячут - на фронте бетонных полос нет (минус от скорости). Попытались куда нибудь засунуть бомбы, и тут нарушилась центровка со всеми вытекающими.
Саша в своей книге писал, что военные его не поняли. Я честно говоря его тоже не понимаю.
ЯК - самый лучший и самый лёгкий истребитель ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ЯК самый лучший истребитель ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. А почему самый лучший? Потому что их сделали много. Так обычно объясняют Сашины приверженцы.
Странная логика. Самый лучший истребитель это когда выпустили всего два и один всю войну на земле простоял, а второй сбил все самолёты противника.
Лучший среди лучших. Самый лёгкий истребитель ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ЯК-3. Это звучит типа - НАШИ МИКРОКАЛЬКУЛЯТОРЫ САМЫЕ БОЛЬШИЕ МИКРОКАЛЬКУЛЯТОРЫ В МИРЕ.
Не смотря на моё не однозначное отношение к Марку Солонину (рецензии на его книги читайте на этом сайте) в одном он прав - САМЫЙ ЛЁГКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЛУЧШИМ.
Значение имеют в основном удельные показатели. Главные из них нагрузка на площадь крыла (сколько килограмм самолёта приходится на квадратный метр крыла) и нагрузка на мощность (сколько лошадиных сил приходится на тонну самолёта).
Из абсолютных величин значение имеют четыре - дальность полёта, максимальная высота полёта, максимальная скорость, мощность вооружения.
Давайте рассмотрим ЯК-3 с этих позиций.
Начнём с конструкции - сваренная из труб ферма обтянутая в носовой части дюралевыми листами а в хвостовой пропитанными лаком тряпками. То есть технология двадцатых годов. Давно снятый с вооружения СБ имел более современную конструкцию с несущей обшивкой.
С удельными характеристиками всё было в порядке, но для этого пришлось максимально ограничить вес самолёта. Экономили на всём, на прочности, на удобстве эксплуатации, на дальности полёта.
ВСЕ истребители той поры имеют отъёмные консоли крыла. ВСЕ кроме ЯКА. Поэтому ни по железной дороге ни наземным транспортом истребители ЯК транспортировать было нельзя. Зато сто килограмм сэкономили.
Что касается экономии на прочности, то истребители Яковлева чаще других разваливались в воздухе. По статистике больше всего своих лётчиков убили самолёты ЯК и Мессершмит. Как я уже писал яки разваливались в воздухе, а мессеры из за узкой базы стоек шасси били своих лётчиков на взлёте и посадке.
Что касается мощности оружия, то як был в самом низу - одна пушка 20 миллиметров и два крупнокалиберных пулемёта. У МУСТАНГА было шесть крупнокалиберных пулемётов. У ЛА-5 три пушки.
Причём МУСТАНГ должен был отгонять истребители от крепостей, а як сбивать бомбардировщики. Только не вспоминайте пушку калибра 37 миллиметров. Выстрел из неё останавливал истребитель в воздухе. Вы представляете что бывает с истребителем потерявшем в бою скорость?
Часто вспоминают учебный бой яка и мустанга, в котором як победил. Но, такое маленькое НО. У мустанга дальность в ЧЕТЫРЕ раза больше и боевой потолок в два раза выше. А бой проходил у самой земли. А будь у мустанга хоть маленький запас высоты он просто бы ушёл на пикировании. А ЯК-9ДД имевший дальность две тысячи километров не мог разогнаться быстрее шестисот километров в час.
Самолёты як очень популярны у коллекционеров, правда от первоначального варианта в них осталось очень мало.
Реактивные самолёты Яковлева
Статья будет продолжена, а пока посмотрите красивые картинки.
Вернуться
Комментариев: 5
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.