Информация к новости
  • Просмотров: 34
  • Автор: admin
  • Дата: 20-03-2018, 09:08
Изменил: admin
20-03-2018, 09:08

ЛЕНД ЛИЗ

Вступление


Помощь союзников во Второй Мировой Войне всегда учитывалась не однозначно. Мы говорили что войну выиграли сами. Союзники в свою очередь говорили что их вклад в победу был решающий. Поэтому давайте разбираться. Только я буду считать не только прямые поставки оружия а ВСЮ помощь союзников, как прямую так и косвенную. Сколько по ленд лизу получили техники и сырья написано много раз, поэтому я акцент сделаю слегка на другом.
Для начала давайте рассмотрим наши претензии к союзникам.




А вот они нам не дали


Или дали но плохое. Или дали но поздно. Или дали, но всё равно мало.
Поздно дали потому что не верили в нашу способность достаточно долго противостоять фашистам. И ещё нас очень сильно на тот момент не любили. Дело в том что наша плохо обученная армия застряла на линии Манергейма и товарищ Сталин был очень зол. Свою злость он сорвал на мирных жителях Финляндии устроив бомбёжки жилых кварталов Хельсинки. И вот перед самой войной мы израсходовали ВЕСЬ свой скудный запас бомб. А ещё американцы даже за деньги перестали продавать нам заводы по производству авиационного бензина. Соответственно мы остались и без бензина. Ещё надо учитывать что Соединённые Штаты Америки в начале войны были так сказать наблюдателями, и они не видели смысла снабжать чем либо (особенно бесплатно) Советский Союз с которым были в очень натянутых отношениях. Присоединение к Советскому Союзу трёх прибалтийских государств, война с Финляндией и оторванный кусок Румынии произвели за океаном очень плохое впечатление. А ещё мы покусились на святое для американцев понятие частной собственности. Во время освобождения западной Украины от поляков, у жены американского консула украли десять чемоданов всякого барахла. Американцы тут же отправили нам запрос о судьбе чемоданов. Мы, вместо того что бы за счёт государства свозить бедную женщину на шопинг и в дальнейшем покупать заводы по производству бензина, просто сильно нахамили им в ответном письме. Ускорить начало поставок нам помогли японцы, которые напали на американцев. И, как ни странно, Гитлер который зачем то объявил войну Соединённым Штатам.
Плохое давали потому что хорошего особо и не было. Английские танки до конца войны были сущим недоразумением, а американских в начале войны вообще не было. Отдать нам спитфайры, которые прикрывали Англию англичане то же не могли. Поэтому и поставляли первое время всякое барахло. Помогло ли оно нам на первом этапе войны? Думаю что практически нет.
То что дали мало, то существует такая версия, что дали бы больше но НЕ НА ЧЕМ БЫЛО ВЕЗТИ. У нас торгового флота практически не было. Английского и американского катастрофически не хватало. Поэтому и была разработана программа по массовому выпуску кораблей типа ЛИБЕРТИ. Корабли были угловатые и не высокого качества, но очень технологичные.




Одна негритянка могла собрать такой корабль за двадцать четыре дня. Естественно некоторые пытались сделать это быстрее. Рекорд получился впечатляющий - корабль с нуля собрали за четверо суток с копейками. То есть в понедельник начали, а в пятницу после обеда уже бухали. Всего за несколько лет выпустили две тысячи семьсот кораблей, более сотни нам то ли подарили то ли дали на время войны, но то что суда этого типа плавали под советским флагом это факт.
Буквально все авторы слёзно переживают что нам не поставляли тяжелые бомбардировщики. А зачем они нам были нужны? Германские тылы и без нас бомбили. А у нас по моему и бомб не было. Я так и не смог найти данных по производству бомб нашей промышленностью за время Великой Отечественной Войны. В нашей стране тайну обычно делают там где нечем похвастаться. Главной причиной отсутствия бомб - жуткий дефицит взрывчатых веществ. До конца сорок третьего года не могли использовать очень не большой до военный запас корпусов авиационных бомб. Просто нечем их было снаряжать.
Вот тут и стоит вспомнить про узкие места нашей военной промышленности.



Ленд лиз и узкие места военной промышленности





Маленькое техническое отступление. Основание танковой башни представляет собой огромный подшипник вокруг которого находится не менее огромное зубчатое колесо. От диаметра этого подшипника на прямую зависит калибр орудия которое можно разместить в башне. Так вот, во всём Советском Союзе было всего ДВА СТАНКА которые позволяли изготавливать погон башни для орудия калибра восемьдесят пять миллиметров и выше. Оба станка работали на ВЫПУСК танка КЛИМ ВОРОШИЛОВ а позднее ИОСИФ СТАЛИН. Танк Т-34 получил большую башню с восьмидесяти пяти миллиметровой пушкой только после получения третьего станка. Так что СУ-100 мы делали не от хорошей жизни.
Ещё мы от союзников получили много броневого проката для производства танков.

Вообще к январю сорок второго года от нашей промышленности осталась ровно половина. Очень сильно пострадало производство пороха и взрывчатых веществ.
От трёх заводов по выпуску алюминия остался один - самый маленький на Урале. Выпуск алюминия требует огромного количество электричества. Поэтому заводы располагались на Днепре и Волхове возле электростанций. А потом туда пришли немцы. Наша страна за время войны произвела 263 тысячи тон алюминия а от союзников получила 328 тысяч тонн. То есть минимум половина наших самолётов были из американского и канадского алюминия. К тому же алюминий входил и в состав взрывчатых веществ.

А вот с этими веществами у нас была полная жопа, как в прочем и с выпуском пороха. К осени сорок первого года осталось всего пятнадцать процентов до военного производства. Часть заводов были захвачены, часть находились на платформах по пути в Сибирь.
От союзников мы получили 325 тысяч тонн взрывчатых веществ. При пересчёте на снаряды калибра сто пятьдесят два миллиметра получается чуть более пятидесяти четырёх миллионов. Были и сами снаряды в неимоверном количестве 473 миллионов. Правда снаряды были маленького калибра, в основном для автоматических зенитных и противотанковых пушек. Ну и самих пушек мы получили 5800 противотанковых и 8200 зенитных. Вроде не сильно много но мы сами автоматические зенитные пушки почти не выпускали. Правда мы выпустили примерно шестьдесят тысяч мощнейших автоматов в калибре двадцать три миллиметра но поставили их на штурмовики. Для чего не понятно - против пехоты слишком мощно, против танка бесполезно. А примени эти автоматы в зенитном варианте - могли бы сбить ВСЕ низколетящие самолёты противника. О странном с моей точки зрения штурмовике ИЛ-2 читайте в статье ИЛ-2 В ЛЕГЕНДАХ И НА ПОЛЕ БОЯ.
Что касается пороха то ТРИДЦАТЬ процентов пороха в гильзе было от союзников. Причём они поставляли наиболее современный нитроглицериновый медленно горящий порох применяемый для орудий с большой начальной скоростью снаряда. У нас с производством этого пороха были большие проблемы. До войны производили всего семь тысяч тонн. В сорок четвёртом году подняли производство до сорока шести тысяч. Вроде и не мало. Но если посчитать то этого количества хватит всего на девять миллионов выстрелов для сто миллиметровой пушки. И это за весь год. Для сравнения - в сталинградской наступательной операции потратили тридцать миллионов выстрелов, в курской пятьдесят миллионов.

Самый большой завод по производству танков расположился на территории самого большого в мире вагонного завода. Вагоны естественно выпускать прекратили. Завод по выпуску паровозов остался в Харькове. Паровозы мы тоже делать перестали. В статистических данных правда написано что за время войны произведено восемьсот паровозов, но девяносто восемь процентов этого количества изготовлено в январе - августе сорок первого года. Союзники поставили нам 1981 паровозов и 11155 вагонов и платформ. То есть по железным дорогам мы ездили за счёт союзников. А бывший вагоностроительный завод в это время дал примерно ТРИДЦАТЬ процентов всех танков Т-34.

Грузовики мы делать не прекратили, но выпустили немного более двухсот тысяч. От союзников получили четыреста двадцать тысяч. Плюс несколько десятков тысяч знаменитых легковых джипов. И сами понимаете - американский и российский грузовик это две большие разницы. Было ещё 8700 тракторов использовавшихся как артиллерийские тягачи и 7185 бронетранспортёров. Часть из них была плавающими.



На фотографии модели грузовиков поставлявшихся в Советский Союз.

Что касается авиационного бензина то его в Советском Союзе не было вообще. То на чём летали наши самолёты назвать авиационным бензином нельзя. В первую очередь от этого страдали конструкторы двигателей, которые не могли себе позволить задать проектируемым двигателям большую степень сжатия. С отсутствием авиационного бензина связаны истерические попытки сделать авиационный двигатель дизельным. Справедливости ради надо признать что несколько тонн авиационного бензина высочайшего качества было произведено в самодельном самогонном аппарате практически на коленке профессорским составом одного института. На этом бензине Чкалов летал В Америку.
Как я уже писал, заводы по производству авиационного бензина нам до войны не продали, как совершившим преступление против мирного населения. После этого господин Солонин (читайте рецензии на его книги на этом сайте) удивляется - почему в первые дни войны имея много самолётов летали мы катастрофически мало. А не было у нас ни бомб ни бензина ни бронебойных снарядов больших калибров (хотя последнее и не относится к авиации но показывает уровень оборонного планирования). И это не мои домыслы. Так в сороковом году спрос на авиационный бензин марки Б-78 удовлетворялся на ЧЕТЫРЕ процента. Не думаю что в сорок первом что то сильно изменилось в лучшую сторону. Для справки - Чкалов в Америку летал на бензине марки Б-130 (что бы это не значило, но по сравнению с Б-78 впечатляет).
Так вот, союзники срочно стали поставлять нам как сами заводы по производству авиационного бензина так и само горючее. Посчитать что мы сделали сами и что нам дали союзники сложно. Кроме самого авиационного бензина они присылали нам СВЕТЛЫЕ БЕНЗИНОВЫЕ фракции. Это то что сейчас нефтяники называют газовый конденсат. Не вдаваясь в подробности добычи и переработки нефти надо просто понять - нефть вообще и нефть из которой можно сделать бензин высокого качества (особенно в те годы) это две большие разницы. Так вот, союзники присылали кроме самого авиационного бензина ещё и высоко качественную заготовку для его производства. Ну и конечно исконная русская традиция под названием бодяжить - смешиваем отличный американский и плохой российский и получаем хорошего середнячка. Но в среднем получаем что союзники обеспечили СОРОК процентов авиационного горючего.

ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ МИЛЛИОНА ТОНН ПРОДОВОЛЬСТВИЯ. С продуктами у нас было не просто плохо а очень плохо. Весь чернозём остался у немцев, а с мясом у нас и до войны плохо было. Посмотрите на документальные фотографии и фильмы того времени - люди на них исключительно худые если не сказать измождённые. Весёлые толстушки встречаются только в художественных фильмах про трактористов и кубанских казаков. В продуктовой помощи союзников встречались конечно смешные истории вроде консервированных ананасов и некоторой другой экзотики. Но в основном это было высоко белковое питание вроде мясных консервов и яичного порошка.



Да, сейчас в банке тушенки трудно встретить такие большие куски мяса. Да и само мясо там редко встречается.

Я считаю, что помощь союзников описанная выше и была самой главной для нашей победы. Но так как были ещё поставки танков, самолётов, кораблей и некоторой экзотики, то давайте рассмотрим и её.


Танки





С танками всё просто. Нормальными были только ШЕРМАНЫ последних модификаций. По конструкции это было недоразумение странной формы с тракторной подвеской. Тигру он противостоять не мог. Но я не перестаю повторять - ТАНК НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ БОРЬБЫ С ТАНКАМИ ПРОТИВНИКА. А для ведения успешных наступательных операций у ШЕРМАНА было всё - надёжность, дальность хода, количество снарядов, ОТЛИЧНАЯ РАЦИЯ.
Если вам интересно для чего предназначен танк прочитайте статьи - РАЗДЕЛЯТ ЛИ ТАНКИ СУДЬБУ ЛИНКОРОВ? Т-44 ЛУЧШИЙ ТАНК ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ЧТО СТАЛО С СУМРАЧНЫМ ГЕРМАНСКИМ ГЕНИЕМ ПОСЛЕ ЗИМЫ 41 ГОДА?



Самолёты


В самом начале нам поставляли всякое (Путин подписал указ на запрет мата в интернете и я не могу подобрать слово). Главный ас Мурманска Борис Сафонов сбивший кучу самолётов на И-16 погиб практически сразу пересев на истребитель союзников. Спитфайры поступили гораздо позже, но для фронтовых условий они были очень нежные. Бензин марки Б-78 потреблять отказывались категорически. Поэтому их определили в противовоздушную оборону Москвы и расположили на стационарных аэродромах вокруг города. Всё вроде хорошо, но Москву к тому времени уже ни кто не бомбил.
АЭРОКОБРА воевала весьма активно. А вот её старшую сестру КИНГ КОБРУ Сталин на фронт не пустил и оставил на "чёрный день". А когда этот день настал то на вооружении были уже МИГ-17. Всего кобр обеих марок было около пяти тысяч.
ТАНДЕРБОЛТ не воевал. Мы его заказали с единственной целью - покопаться в турбинном нагнетателе.
Бомбардировщики А-20 и особенно В-25 были хорошими машинами но поставили их действительно мало - чуть более двух тысяч штук.



Вот все собрались на одной фотографии. В-25 можно отличить от А-20 по хвостовому оперению, а АЭРОКОБРА просто маленький самолёт в верхнем левом углу фотографии.

Транспортных ДУГЛАСОВ поставили семьсот штук. Их лицензионную версию ЛИ-2 мы выпустили примерно столько же.

Корабли и экзотика


Нам дали какой то древний броненосец, который всю войну простоял в Мурманске. Много торпедных катеров и несколько конвойных кораблей для охраны конвоев. Уже после войны с Германией нам дали несколько десантных кораблей, что бы нам было сподручней помогать американцам воевать с Японией. Экзотикой я назвал радио и гидро локаторы. Их почему то указывают как отдельные поставки, но в основном они были в комплекте вместе с кораблями.



Помощь которую никто не заметил


В Советском Союзе во время войны было три танковых завода достойных упоминания. Один на базе вагонного завода на Урале. Второй на базе челябинского тракторного в кооперации с заводом тяжелого машиностроения. И третий в Горьком (Нижнем Новгороде) на базе верфи, которая до войны делала ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ. После захвата сталинградского тракторного, где начинали выпускать танк Т-34, про подводные лодки сразу забыли и начали выпускать танки. Завод был не профильный и танки первый год получались весьма убогие. Но дело не в этом а в том что немцы не бросили выпускать подводные лодки, а наоборот увеличили их выпуск. И выпустили их около ТЫСЯЧИ штук. Если грубо прикинуть, то вместо подводных лодок немцы могли выпустить ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ танков. Но они не могли прекратить выпуск подводных лодок - они боролись с конвоями СОЮЗНИКОВ.

Многие авторы часто объявляют БЕССМЫСЛЕННЫМИ бомбёжки союзниками жилых кварталов германских городов. Но это совсем не так, ведь эти кварталы приходилось защищать и тратить на это не малые ресурсы. У немцев всегда была наступательная авиация - в ней было много бомбардировщиков и мало истребителей. Так вот, в сорок четвёртом году бомбардировщики практически перестали выпускать а выпуск истребителей достиг небывалых размеров. Ну и что спросят некоторое товарищи? А то что бомбить наши войска стало нечем.
А ещё почти миллион солдат и тысячи орудий и самолётов вместо восточного фронта отражали налёты союзников. Миллионы снарядов взрывались не на восточном фронте а в небе над Германией. А зенитный снаряд по определению дороже обычного.
А ещё Гитлеру очень хотелось отомстить англичанам за бомбёжки и он ТРАТИЛ РЕСУРСЫ на баллистические ракеты. И ресурсы не малые. Вместо этих ракет можно было сделать как минимум десять тысяч истребителей.




Памятник лётчикам перегонявшим самолёты северным путём.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
Александр

13 мая 2014 06:33

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Отличная статья,спасибо.Никакой прпаганды,восхваления коммунистов,стахановцев,все по делу!
<
Артур

22 ноября 2014 23:50

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
отличная статья. можно еще добавить что союзники к 43 году стерли гдето 60% промышлености люфтваффе и внезапно гдето в 43 наступил перелом в воздухе на восточном фронте и все это записанно в заслуги наших пилотов а не бомберам сша кроме того к 44 году стерли с лица 90% заводов по производству горучего. и летать и ездить стало по просту не начем в смысле заливать баки. на 80% разрушили Henschel-Werke крупнейший завод выпускаюший танки тигр самолеты и авиадвигатели, на все это закрыто глаза. также закрыто глаза на материалы многие поставки в разы превосходили их получение в СССР, да и вся артилерия ташилась штатовскими грузовиками и к 43 году абсолютно все катюши были на студенах. потому как на зисах все были уничтоженны кроме 2 которые нинче в памятники превраитли. да и извините 15 миллионов пар армейских ботинок тоже кое о чем говорит. кроме того сталь листовая в танковая была американская и в отличии от литых на наших заводах башен тогоже т 34 не имела дефектов и браков литься. так что не ленд лиз и бомбардировки то еше не известно чем бы это кончилось
<
николай 2

8 декабря 2014 22:09

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Какое циничное ВРАНЬЕ, ВРАНЬЕ и еще раз ВРАНЬЕ!!! В сорок первом году советское правительство просило у США о поставке одного необходимого компонента для производства пороха. Американцы показали нам кукиш. И только после того как наши ученые заменили этот компонент двуокисью магния американцы стали осуществлять поставки к нам. Американский порох был плохой. Он менял свойства от разности температур и на холоде горел быстрее. В ноябре и декабре 1942 число солдат погибших и покалеченных от разрыва казенной части винтовок исчислялось десятками тысяч. Попытки переработать американские пороха ни к чему не привели. И единственное применение этот порох снискал в изготовлении реактивных снарядов. Его закладывали шестой шашкой в центр снаряда. И все. Из всей массы поставленного пороха была использована только шестая часть.
<
admin

10 декабря 2014 14:15

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.01.2014
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 454
  • Комментариев: 158
Сразу вспомнил товарища Сталина - УЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ И ЕЩЁ РАЗ УЧИТЬСЯ. Те кто приписывают эти слова Ленину сильно ошибаются. Ленин немного про другое говорил.
Теперь по существу. Информация по производству взрывчатых веществ и порохов самая закрытая и хорошо бы ссылку на первоисточник. То что порох на морозе горит быстрее для меня новость. Обычно гильзы подогревали что бы получить более быстрое горение и большую дальность стрельбы. Заявить что в самой стреляющей стране плохой порох, это смело - мы их до сих пор догнать не можем.
А что касается - не дали, то в сорок первом нам много чего не дали. Просто не верили что выстоим.
<
vogan

16 апреля 2015 10:46

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Согласен. Помогли не хило. А вот вопрос оплаты упущен. Насколько я слышал за всё сполна заплачено золотом, причём платили вплоть до 80-х годов, несмотря на холодные и горячие войны, карибские кризисы и проч. Или я не прав?

<
admin

16 апреля 2015 13:25

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.01.2014
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 454
  • Комментариев: 158
Просто я пишу про то о чём сам знаю достоверно. Про оплату тема мутная. За что то безусловно платили золотом. За что то стратегическими материалами. Причём платить начали ещё во время войны. После войны был период, когда Сталин вроде платить отказался и начал возвращать уцелевшие американские машины. А американцы вроде прямо в порту их плющили и в трюм грузили как металлолом.
<
drumle

18 марта 2016 11:20

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Да я помню рассказы отца, он во время войны ходил в морских конвоях в Англию и Америку они перевозили грузы по Ленд Лизу. И она также вспоминал, что видел как американское судно забирало военное имущество не использовавшееся в войне. На палубе американца стоял огромный пресс который сминал новые не использовавшиеся автомашины. Затем эти уплотнённые груды металла грузились в трюм.
Да, на счёт судов класса Либерти он отзывался очень хорошо, да и другие моряки которые ходили на этих судах после войны тоже хорошо отзывались о этих судах. Иномарка она и есть иномарка.
<
Вячеслав

18 октября 2016 08:45

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Спасибо конечно им за помощь, но на чьем горбу въехали в ПОБЕДУ нужно помнить, и значение их подвига не умалять!
а насчет помощи... мне отец рассказывал как сутками напролет чинили, красили, заправляли все жидкости ... и сдавали их приемке, а потом на борту их плющили и сбрасывали в трюм. машины... мотоциклы.. Их бы в село, поработали бы еще...
Но а как же тогда прибыль? на войне нужно заработать!,
вот они и зарабатывали, помогали за деньги! и не малые
<
Сергей Гончаров

10 июля 2018 03:50

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
За производство авиабомб не скажу, а вот за объемы применение - могу. В ходе Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг. советской военной авиацией на противника (точнее - противников) было сброшено ~ 30,5 млн. шт. авиабомб и авиационных ампул (последние - примерный аналог напалмовых баков - только появившийся несколькими годами раньше и менее эффективный) всех калибров. Читывал еще ребенком-пионером. Данные сии были абсолютно открытые, опубликованы еще в самые, что ни на есть, "кондовые" "застойные" брежневские времена. Ежели желаете - могу немного порыться в запасниках домашней библиотеки и назвать издание, авторов, главу и даже страницу.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив